Медицинская страничка
«Закаливание - первый шаг на пути к здоровью»
«Закаливание - первый шаг на пути к здоровью»
Сильный, но не закаленный человек
подобен крепости с толстыми высокими
стенами, в которой забыли поставить ворота»
— гласит народная мудрость.
Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание — прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Противопоказания к закаливанию
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.
Виды закаливания
1.Хождение босиком
- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.
2. Фито — терапия (полоскание рта настоями лекарственных трав в зимний период),
3.Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы)
У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой — одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.
Водопад
Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка» изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра с мылом
Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.
Тонет — не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Сквозь сито
Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.
Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей, состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.
Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью.
Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и не смертельными. В число последних и входит плоскостопие.
Что же такое плоскостопие?
Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.
Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?
Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.
Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.
К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.
До 4, 5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.
Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».
В детском саду создаются условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, специально организованная деятельность по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения.
Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:
- общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность),
- правильный подбор обуви для ребенка,
- массаж,
- проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны),
- специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,
- использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.
В практике успешно используется различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов).
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким.
Значение пальчиковой гимнастики так же велико:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность.
Но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.
Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять. Однако при подборе игр и упражнений родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо использовать те игры и упражнения, которые наиболее полезны детям.
Внимание: грипп!
Памятка для родителей "Внимание: грипп!"
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ?
Основным путем распространения вирусов гриппа от человека к человеку считается воздушно-капельный. Заражение происходит при кашле и чихании. Распространение вирусов гриппа может происходить и контактно - бытовым путём. В таких случаях человек соприкасается со слизистыми выделениями больного человека до их высыхания (например, на бытовых предметах сразу после их выделения), и нечаянно переносит их к собственному рту или носу.
КАК ПРОТЕКАЕТ ЗАБОЛЕВАНИЕ?
Заболевание может возникнуть в любое время года, но наиболее часто – с сентября по апрель.
Начало болезни – острое. Появляются озноб, резкая головная боль, особенно в височной и лобной областях, ломота в мышцах, конечностях, пояснице, слабость, повышение температуры тела до 38,5 – 39,5 градусов.
Одновременно или через несколько дней развиваются насморк, кашель надсадный сухой громкий, может быть рвота, носовое кровотечение, судороги, потеря сознания.
Грипп в тяжелых формах может привести к смертельному исходу.
При появлении симптомов гриппа следует обратиться к врачу. Старайтесь не заниматься самолечением, т. к. это повышает риск заражения других людей. Кроме того, можно получить осложнение.
Лучше не ходить в поликлинику с больным ребенком, а вызвать на дом врача или «скорую помощь».
У заболевших детей неотложную медицинскую помощь необходимо вызывать при появлении следующих тревожных симптомов: учащенное или затрудненное дыхание; синюшная или посеревшая кожа; отказ от питья; сильная или непрекращающаяся рвота; ребенок не просыпается; повышенная раздражительность, ребенок не выносит, когда его держат на руках; гриппоподобные симптомы ослабевают, но затем возвращаются вместе с высокой температурой и усилившимся кашлем.
Профилактика заболевания гриппом.
Основными методами профилактики гриппа является неспецифическая профилактика (повышение защитных сил) и специфическая - вакцинация. Первая тренирует иммунную систему ребенка к возможному нападению вируса гриппа, повышает её мощность. А вакцинацию можно сравнить с военной мобилизацией, в короткие сроки конкретизирующую системы защиты.
В период роста заболеваемости избегайте мест скопления людей.
Провожая ребенка в детский сад, уходя на работу, смазывайте носовые ходы оксолиновой мазью или бальзамом типа Витаон. Закаливание организма, занятия физической культурой и спортом снижают возможность заболевания гриппом.
При профилактике гриппа важен и пищевой рацион. Старайтесь давать ребенку больше фруктов, овощей, содержащих витамины «С»: свеклу, морковь, квашенную и свежую капусту, употребляйте продукты богатые цинком, - отварную рыбу, хлеб с отрубями. В ежедневный рацион включите лук и чеснок, они обладают хорошими антивирусными средствами.
Рекомендуется использовать аптечные витамины с микроэлементами в возрастных дозировках.
КОГДА НУЖНО ВАКЦИНИРОВАТЬСЯ?
Вакцинация рекомендуется всем лицам старше 6-месячного возраста. Оптимальным временем для проведения вакцинации против гриппа является осенний период – с сентября по ноябрь.
Показания к вакцинации определяет врач, наблюдающий ребенка. Если по каким-то причинам вакцинация не была сделана вовремя, ее можно провести и после начала эпидемии гриппа. Широко распространено ошибочное мнение, что после начала эпидемии вакцинация противопоказана. Это имеет отношение к живым противогриппозным вакцинам и в случае ослабления организма.
Инактивированные вакцины рекомендуются к применению на протяжении всей эпидемии.
Грипп наносит большой вред и ущерб здоровью и приводит к тяжелым осложнениям. Выполнение указанных рекомендаций предохранит Ваших детей от заболевания.
Организации питания детей в выходные и праздничные дни.
Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметь правильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении. В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.
Завтрак
Что такое энтеровирусная инфекция?
Что такое энтеровирусная инфекция?
Энтеровирусная инфекция - это группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых кишечными вирусами (энтеровирусы). Для данной инфекции характерно достаточно острое начало, лихорадка и большое многообразие клинических симптомов, обусловленных поражением желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем, а также легких, печени, почек и др. органов.
Энтеровирусная инфекция, распространена повсеместно и регистрируются в течение всего года. Наибольшее число случаев заболеваний регистрируется с июня по октябрь.
Может наблюдаться в виде единичных случаев, локальных вспышек (чаще в детских коллективах) и в виде крупных эпидемий, поражающих ряд стран.
Энтеровирусы могут поражать людей практически в любом возрасте. Наибольшая вероятность заболевания данной инфекцией имеется у детей в возрасте до 10 лет, при этом более подвержены этой инфекции дети первого года жизни
Особенностью возбудителей является высокая заразительность и устойчивость во внешней среде и низкая инфицирующая доза. На объектах внешней среды способны сохранять жизнеспособность в течение нескольких недель, выдерживают многократное замораживание и оттаивание. Вместе с тем, они быстро разрушаются под воздействием ультрафиолетового облучения, при высушивании и кипячении.
Источником инфекции является больной или вирусоноситель. Вирус выделяется в окружающую среду из носоглотки человека в течение 1 - 2 недель после начала заболевания, из фекалий - в течение нескольких недель и даже месяцев. Заражение энтеровирусной инфекцией происходит при употреблении человеком загрязненной пищи или воды, а также через грязные руки и предметы обихода. Возможна также передача возбудителя воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле и чихании). Наиболее интенсивное выделение возбудителя наблюдается в первые дни болезни.
От начала заражения до первых клинических проявлений проходит от 2 до 10 суток, чаще 2-5 дней.
Около 85% случаев энтеровирусных инфекций протекает бессимптомно, 12% случаев диагностируются как лёгкие лихорадочные заболевания и около 1-3% имеют тяжелое течение, особенно у детей раннего возраста и лиц с нарушениями иммунной системы.
Выделяют следующие клинические формы энтеровирусной инфекции:
- энтеровирусная лихорадка (малая болезнь) - острая лихорадочная кратковременная болезнь без клинически выраженных поражений внутренних органов. Температура обычно держится 1-3 дня. Данная форма по частоте распространения занимает 1-е место среди других клинических синдромов, вызываемых энтеровирусами;
- энтеровирусная диарея – повышается температура до 38°С, появляется рвота, боли в животе, метеоризм, частый жидкий стул; чаще болеют дети первых лет жизни;
- герпетическая ангина – на фоне повышения температуры на слизистой дыхательных путей и полости рта (на передних дужках нёба, миндалинах, язычке, и задней стенке глотки) появляются пузырьки (везикулы), которые вскрываются через 24-48 часов и образуются эрозии и язвочки с серым налетом и красным ободком, возникает боль в горле;
- энтеровирусная экзантема – начало болезни острое, отмечается лихорадка до 38-39 °С, симптомы интоксикации (слабость, головная и мышечная боли, боль в горле), разнообразная сыпь, появляющаяся одномоментно после снижения температуры на 2-3 день, типичная локализация сыпи – туловище, конечности, стопы, лицо; держится 2-3 дня;
- серозный менингит – отмечается повышение температуры до 38-39 °С, симптомы интоксикации. К концу 1-го или на 2-й день болезни возникают жалобы на сильную головную боль, рвоту, возникает ригидность затылочных мышц, может возникнуть расстройство сознания, парезы и параличи и др.;
- эпидемическая миалгия – на фоне полного здоровья внезапно возникает озноб, лихорадка, выраженные приступы боли в мышцах грудной клетки, живота, поясницы и ног; усиление боли наблюдается при движении, кашле.
Реже встречаются такие клинические формы как энтеровирусный конъюнктивит, миокардит, гепатит и др.
Чтобы защитить себя и детей от заболевания энтеровирусной инфекцией рекомендуется следующее:
- соблюдайте меры личной профилактики: тщательно мойте руки с мылом после посещения туалета, перед и во время приготовления пищи, перед едой, а также после прихода домой с улицы;
- не употребляйте для питья некипяченую воду, воду из открытых водоемов и других источников водоснабжения; не купайтесь в открытых водоемах, купание в которых не рекомендуется или запрещено;
- фрукты, ягоды, овощи тщательно мойте под проточной водой, затем ополаскивайте их кипяченой водой;
- для обработки сырых продуктов пользуйтесь отдельными кухонными приборами и принадлежностями, такими как ножи и разделочные доски;
- соблюдайте режим мытья столовой и кухонной посуды с использованием моющих средств;
- воздерживайтесь от покупок скоропортящихся пищевых продуктов в местах, где отсутствует холодильное оборудование;
- не употребляйте продукты с истекшим сроком годности;
- не переносите и не храните в одной упаковке сырые продукты и те, которые не будут подвергаться термической обработке (колбасы, масло, сыры, творог);
- соблюдайте температурный режим хранения скоропортящихся продуктов;
- защищайте пищу от мух, насекомых, грызунов, домашних животных;
- перед приготовлением пищи и кормлением детей мойте тщательно руки с мылом;
- для кормления грудных детей используйте только свежеприготовленные смеси детского питания;
- детскую посуду и игрушки регулярно мойте с использованием разрешенных моющих средств, после чего тщательно прополощите, перед употреблением обдайте кипятком.
Если Ваш ребенок заболел, не ведите его в детский сад или школу, чтобы не заразить инфекцией других детей, обратитесь за медицинской помощью к врачу.
Соблюдение таких простых правил защитит Вас и близких от заболевания энтеровирусной инфекцией, а также другими кишечными инфекциями.